Вечная проблема: садик!
Часто болеющие малыши, которые ходят в детский сад, нуждаются в особой родительской поддержке. Давайте уделим этому вопросу особое внимание.
Несмотря ни на что, польза от посещения садика весьма ощутима. Даже для деток с ослабленным здоровьем. А волшебным ключиком, дарящим крохе комфорт вдали от мамы, является ваш позитивный настрой.
Некоторые родители сами испытывают трудности с выражением собственных эмоций на людях, считая нежные проявления неуместным сюсюканьем. Спешу опровергнуть подобное утверждение и уверить вас в том, что ваши чувства не могут быть лишними. Не стоит их стесняться. Поверьте, малышу будет очень приятно обнять маму и папу перед входом в группу.
Между тем, если вас продолжает мучить вопрос о том, как помочь часто болеющему малышу адаптироваться к детсаду, можно использовать систему так называемых психологических якорей. Так психологи договорились называть любые события, которые формируют тот или иной эмоциональный фон. Иными словами, задача родителей придумать такое действие, после которого малышу будет очень уютно и радостно. Постепенно можно превратить его в ежедневный позитивный ритуал.
Некоторым деткам необходимо поцеловать маму в обе щеки перед входом в группу. Кому-то надо заплести косички и украсить их пышными бантами, кому-то пообещать прийти раньше всех родителей и забрать малыша первым или провести выходные в зоопарке... Независимо от формы своего воплощения, все ритуалы работают одинаково — слишком впечатлительный карапуз успокаивается, расслабляется и в благодушном настроении окунается в детсадовскую жизнь.
В работе с детками, имеющими статус ЧБД, подобные ритуалы очень выручают, однако родителям надо быть предельно мудрыми и осторожными, ведь их малыши куда более чувствительны и слабы. Поэтому давайте составим «шпаргалку» с правилами, которыми необходимо руководствоваться, придумывая крохе положительный «якорь».
Итак:
• «якорь» должен быть действительно очень приятен для малыша и заметно поднимать ему настроение;
• его нужно использовать регулярно, изо дня в день;
• если «якорь» связан с обещаниями (раньше забрать из сада, сходить в кино), их нельзя нарушать;
• необходимо избегать эмоциональной нестабильности, когда после совершения вашего позитивного ритуала вы вдруг теряете терпение, ругаете малыша или прибегаете к шантажу («Хотел в кино, а теперь не пойдем из-за твоего поведения и капризов!»);
• категорически не стоит использовать в качестве «якоря» лакомства («куплю мороженое», «принесу конфету») и спекулировать на чувстве любви («Если будешь хорошо себя вести с ребятами — буду больше всех тебя любить!»).
К слову, вы можете не заострять внимания только на стандартных действиях перед входом в группу. Обычно наиболее выдающиеся и устойчивые результаты прячутся в активном творческом подходе родителей. Думаю, эту мысль лучше всего проиллюстрировать примерами.
Пример 1. Ирина, 38 лет, мама Вики, пяти лет, каждый день придумывает новую сказку вместе с дочкой. «У нас были большие трудности с садиком. Дочке не нравились воспитатели, ребята, игрушки — все! Она хотела все время находиться дома рядом со мной. Каждый поход в сад через пару дней
заканчивался стойким ОРВИ, и это длилось почти два года. По рекомендации психолога решили придумывать тематические сказки, так как дочка их очень любит. В итоге по пути в садик мы сочиняем с ней одну смешную историю про куклу Вики, которая все время попадает в разные переделки. Накануне я просматриваю детские юмористические рассказы в поисках особо смешных сюжетов. Всю дорогу до сада мы буквально хохочем, а когда подходим к дверям детского сада, наша сказка заканчивается одними и теми же словами: „Интересно, что придумает эта непоседа куколка Вики завтра?" В итоге наша Вика с порога громко докладывает всей группе о новых приключениях ее персонажа, и уже в первый месяц проблема прихода в сад сгладилась, да и болеем мы теперь гораздо реже».
Пример 2. Екатерина, 35 лет, мама Кости, четырех с половиной лет, каждое утро вместе с сыном общается с животными. «Мой сын, как пошел в садик, все время только и делал, что скандалил и болел. Частые ангины держали нас все время на больничном, а воспитатели говорили, что горло болит от плача: „Орет во время прогулки, вот и простужается". Мы пытались и уговорами, и даже угрозами утихомирить ребенка. Перевели в другой сад, но история повторилась. Тогда же мы заметили, что на территории сада находится очень много кошек. Как и все дети, Костя любит животных, и я однажды решила привлечь его внимание к кошкам. Ему очень понравилось. Я рассказывала, что даже кошечки ходят в садик, хорошо кушают, играют, гуляют, а вечером бегут по домам. Каждое утро мы начали обходить все „кошачьи"места, здороваться с кошками и проверять, все ли пришли в сад, не заболел ли кто, а кошки при нас. играли и ели около садовской кухни. Теперь мы выходим раньше из дома с одной лишь целью — навестить кошек, а я заметила, что сын стал гораздо спокойнее. Если нужно что-то сделать, он спрашивает меня: „Кошки тоже так делают?" С садом больше проблем, нет, а после долгих выходных сын бежит скорее к своим кошкам. И главное — с тех пор мы ни разу не болели ангиной!»
Дорогие родители, ваше терпение и изобретательность в воспитании малышей способны творить чудеса! Присмотритесь внимательнее к вашему крохе, оставьте в стороне раздражение и, возможно, выход из сложной ситуации отыщется сам собой.