Советы воспитателям по воспитанию у детей гуманного отношения к природе.
Человек и природа…Философы, поэты, художники всех времен и народов воспевали красоту природы в своих произведениях. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. К сожалению, в современном мире всё меньше и меньше
остаётся природной нетронутой красоты. Технический прогресс негативно влияет на окружающую природу, уничтожаются леса, загрязняются реки, гибнут птицы и животные. Вот почему насущной задачей является принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ В этой борьбе за будущее человечества и за высоконравственного человека, практически самое важное место занимаем мы, педагоги. Чтобы привить детям любовь к природе, ко всему живому, возможностей, форм и методов для этого много и самых разнообразных. В детском саду непосредственно дети учатся общаться с природой, открывая её для себя, приобретают навыки ухода за растениями, птицами и животными.
В каждой возрастной группе находится уголок природы, в котором подобраны растения контрастные по строению стебля, по форме, величине и окраске листьев. Красиво расставленные, ярко цветущие растения создают хорошее настроение, обеспечивают полноценную работоспособность и отдых. Дети с
удовольствием ухаживают за растениями: рыхлят землю, поливают, опрыскивают, удаляют сухие листья, подкармливают, пересаживают цветы. Они каждый день любуются и наблюдают за комнатными растениями, узнают их запах, окраску, свойства. А чтобы труд детей был значимым и необходимым, в уголках имеется необходимый инвентарь для ухода за растениями. Уход за растениями и обитателями уголка природы для наших детей - источник радости, знаний и место активной деятельности. Нельзя не отметить роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Именно наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями. В процессе наблюдений окружающей природы создаются благоприятные возможности для разнообразной практической деятельности детей, для формирования гуманных чувств к представителям животного и растительного мира. Важно рассматривать наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, например, в наблюдениях за растениями обращаем внимание детей на название, классификацию, на внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среду обитания; на способы распространения семян; значение в жизни человека; правила поведения в природе. В наблюдениях за животными выделяем следующие циклы: название, внешний вид, классификация, способ передвижения, способ добывания пищи, среда обитания, значение в жизни человека. Результатом таких наблюдений является то, что дети относятся
к растениям и животным как к живым
организмам; в экстремальных или опасных
ситуациях они смогут оказать им помощь.
Воспитывать у детей
внимательное и бережное отношение к
природе, её обитателям помогает
экологическая тропа, которая находится
на территории детского сада. На
экологической тропе дети упражняются
в выполнении правил поведения в природе,
закрепляют знания о деревьях; на станции
«Скорая помощь» учатся «лечить» деревья:
замазывать раны, прибинтовывать
надломленные веточки. В «Зеленой аптеке»
дети получают представление о лекарственных
травах, сроках заготовки, применении,
учатся находить и различать их.
Большое значение
имеют экскурсии и прогулки: они
обеспечивают непосредственное общение
детей с природой в разные сезоны, активную
деятельность в ней. Прогулки и экскурсии
доставляют большую радость и удовольствие,
оставляя часто неизгладимый след в их
сознании; на основе этих впечатлений
закладываются зачатки любви к родному
краю, к нашей русской природе Экскурсии
проводятся в парк, лес, на луг, реку.
Содержание экскурсий - это обследование
близлежащей местности для формирования
представлений об окружающих природных
условиях, рельефе местности, условиях,
экологической обстановке, наличии
животных и растений. В свободное время
дети делятся впечатлениями об увиденном
на экскурсиях, делают рисунки –
«фотографии» увиденного и того, что
оставило след в душе.
Конечно, такая работа
проводится систематически и планомерно,
и это даёт свои результаты: у детей
имеются представления о многообразии
растений и животных, сформированы
основные трудовые процессы по уходу за
комнатными растениями, некоторыми
домашними животными, растениями огорода,
цветника; дети знают правила поведения
в природе, экстремальных или опасных
ситуациях, типичных для того или иного
времени года.
Главным результатом
является то, что у детей сформированы
знания о том, что человек должен бережно
и гуманно относиться к среде обитания,
экономно расходовать то, что в ней есть,
защищать вымирающие растения, животных,
сохранять заповедные места.
Воспитатель
Ахметова А.К.