Советы воспитателю в развитии «шустриков» и «копуш».
По типу темперамента детей образно можно разделить на «шустриков» и «копуш». Мы часто слышим уговоры родителей во время подъема и одевания детей, во время еды, умывания. Здесь все зависит от родительского терпения. Часто они раздражаются, и это сопровождается криками, а зачастую родители делают все за детей. И это происходит ежедневно. Таких детей называют «копушами». У родителей «шустриков» совсем по-другому. Они иногда даже завидуют родителям «копуш». С таких детей нельзя глаз спускать. Они всегда в движении, везде лезут, все трогают, у них повышенный травматизм.
Все эти особенности поведения обусловлены физиологически. Это и токсикоз у матери, и инфекционные болезни во время беременности, и родовая травма. Но необязательно, что все перечисленные факторы влияют на деятельность детей. Бывает, что отклонения появляются не такие, которые можно было предположить. В таком случае нужно помнить, что это может быть черта характера ребенка, особенность нервной системы.
Первый совет: каждую особенность поведения ребенка нужно обязательно учитывать в процессе воспитания, т.е. не пытаться изменить и исправить, а принимать во внимание все тонкости личности.
Второй совет: выбор подходящего для ребенка метода воспитания. Ищите такой способ общения, который будет результативным. Основывайтесь на свой личный опыт и на воспоминания
своего детства.
Третий совет: он касается «копуш». Проявляйте терпение, оказывайте ненавязчивую помощь. Поддерживайте такого ребенка во все его на похвалу. Помощь взрослого такие дети принимают незначительно. Они великие стратеги, продумывают каждое свое действие. Их приходится постоянно подгонять и стимулировать. Ведь если этого не сделать, такой ребенок будет постоянно задумчиво созерцать и никогда не перейдет к практическим действиям.
Четверты совет: касается «шустриков». Приучайте их к усидчивости. Делайте это постоянно. Предлагайте им выполнять такие задания и игры, которые требуют терпения. Это мозаика, раскраски, аппликации, конструкторы. Положительный результат дают коллективные игры, настоящий соревновательный характер. Гипперактивные дети нуждаются в помощи взрослого. Такую помощь нужно продумать, учесть индивидуальные особенности, тип мышления и характера. Эта помощь должна носить конструктивный характер, т.е. подскажите ребенку такой способ
выполнения задания, с помощью которого он справиться, покажите какие действия и в какой последовательности нужно выполнить задания. Пусть он сам все сделает, а вы проговорите вместе с ним все его действия и обсудите его конечный результат, сравнив его с промежуточным результатом. Дети «шустрики» переживают за то, что они не могут иногда сделать то или иное задание самостоятельно. Задача воспитателя убедить его в этом. И постарайтесь в действия детей включить элементы самоконтроля, ведь такие дети обычно не видят своих ошибок. Для этого
прибегайте к наводящим вопросам («Каким цветом здесь раскрасим? Почему ты решил так, а не иначе?»). Пусть ребенок больше действует сам, а потом и сам же делает выводы. Все действия таких деток должны носить практический характер, а вы только можете помогать им. В итоге хочется сказать, что педагогическое воздействие должно строиться последовательно, учитывая психологические особенности детей. И оно будет эффективнее, если начать этот процесс как можно раньше и совместно с семьей ребенка.
Советы воспитателю по оптимизации общения с детьми".
Насколько важно этому научиться, понятно каждому (Наше настроение заразительно, оно передаётся детям, влияя на их восприятие, готовность понять, следовать указаниям педагога.
Дети всегда тянутся к людям, которым свойственно повышенное весёлое настроение, и, наоборот, избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает
настроение грусти, подавленности взрослых. 1. Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих он не должен ни одним словом, взглядом, жестом, показывать
свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в отдельности. Вместе с тем необходимо удовлетворять желание
каждого ребёнка, чтобы его любили, чтобы он чувствовал, что его любят и любят несколько особенно.
2. Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать индивидуальные особенности своих детей. Плохо, если педагог начнёт всех "причёсывать под одну гребёнку",
"подгонять" индивидуальные свойства того или иного ребёнка под общую линию. Бережное отношение к личности ребёнка - это прежде всего признание его
непохожести, особенностей проявления характера, воли, мышления, поступков, отличающих одного ребёнка от всех других в детском коллективе. Педагогу надо
считаться с индивидуальностью каждого ребёнка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.
3. Важным условием оптимизации общения с ребёнком является внимательность, проникновенность и неторопливость. Ребёнок хочет нам что-то сказать, а мы, взрослые, обременённые множеством дел, обычно бросаем обратившемуся к нам: "Погоди, некогда, потом!" При этом мы забываем, что у каждого человека возникает ситуация,
когда ему исключительно важно с кем-либо поговорить, когда очень хочется поделиться своими наблюдениями, открытием, мнением.