АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫ БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІНІҢ ЖАНЫНДАҒЫ КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫНЫҢ "АРМАН" БӨБЕКЖАЙЫ" МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ 
 ГОСУДАРСТВЕННОЕ  КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ " ЯСЛИ- САД   "АРМАН" ГОРОДА КОКШЕТАУ ПРИ ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГОРОДУ КОКШЕТАУ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ" 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Результативность взаимодействия семьи и детского сада

30.01.2017

Результативность взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей в значительной мере зависит от самих родителей и от других взрослых членов семьи, за уровень воспитанности которых детский сад не может нести ответственность. Однако знать, "...из кого состоит семья, кто окружает детей в семье, кто оказывает на них влияние, каково это влияние (со знаком плюс или минус), и воспитатели, и детский сад должны. Только тогда педагогический коллектив может правильно строить свои отношения с ребенком в детском саду, с его родителями и одновременно проводить работу по нейтрализации дурного влияния, отрицательного воздействия на ребенка.Наиболее эффективная форма работы педагогов и родителей - это родительские собрания, которые могут

проходить в форме лектория, семинара и т.п. Успех проведения собраний-лекториев обеспечивает соблюдение таких условий: тематика их составляется по возможности нестандартная, привлекающая внимание, вызывающая интерес и даже иногда интригующая. Например: что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в детский сад. Так можно назвать первое собрание. На такое собрание родители, как правило, приходят, так как тема названа конкретно, и она их интересует. Родители приходят на это собрание сопределенными ожиданиями, и если эти ожидания оправдываются, то сразу снимается проблема посещения последующих собраний; заинтересованные родители придут на очередное собрание-лекцию.На первом же родительском собрании тематику

последующих встреч желательно объявить на длительный период, желательно на год. В таком случае родители смогут заранее представить, какой объем

психолого-педагогических, социально экономических, медико-экологических и других знаний они получат, какие вопросы можно включить дополнительно по их просьбе, каких специалистов желательно послушать (специалисты, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор ЛФК, медик и т.д.)Важным условием успеха родительских собраний является определение четкого графика их проведения. Этот график на первом собрании сообщается родителями

для того, чтобы они заранее могли спланировать свое служебное и домашнее время, не занимать его никакими делами. В зависимости от возможностей или от желания эти встречи могут проходить ежемесячно или раз в квартал, в одни и те же часы.Ведь сами педагоги заинтересованы в том, чтобы родители усвоили тот минимум педагогических знаний, который необходим для эффективного семейного воспитания.Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя: мама и папа. Следовательно, необходимо стремиться к тому, чтобы

названные тематические родительские собрания они посещали вместе одновременно.Очень важно убедить родителей, что семейное воспитание это

- не морали и нотации, а ВЕСЬ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МЫСЛЕЙ РОДИТЕЛЕЙ, это постоянное общение с детьми при условии соблюдения

общечеловеческой морали, правил поведения и общения. Вот почему одной из первых тем родительского собрания должна стать тема: "Один день из жизни ребенка в семье", которая поможет понять родителям простую истину: "РЕБЕНОК УЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДИТ У СЕБЯ В ДОМУ: родители пример тому!" Закон РФ "Об образовании" поставил на первое место такую двуединую задачу перед семьей, как развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического и нравственного здоровья. Решать эту задачу следует ежедневно, ежечасно, ежеминутно.Одной из главных и наиболее

распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание.Родительские собрания могут быть;

  • организационными;
  • текущими или тематическими;
  • итоговыми;
  • общесадовскими и групповыми.

Родительское собрание закономерно считается не менее сложным "жанром", чем проведение занятий. Здесь встречаются две стороны, участвующие в общеобразовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей.

Этапы родительского собрания.

1 этап. Организация родительского собрания.

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы важна. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и

видеоматериалы, освещающие жизнь детей в детском саду. Заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и выставках. Завершает организационную часть этапов подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Воспитатель лучше знает родителей группы, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов;

- Анализ достижений детей группы. В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими результатами деятельности детей; с

самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе. Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях. Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид детей, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны

понимать миссию детского сада как первого института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми очень важна.

Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление "детских грехов".

Психолого-педагогическое собрание. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач. Не плохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.

Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, приобретение пособий и т. д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.

Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в воспитании и развитии.

Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и воспитатель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: "Я вас понимаю!", "Я с вами согласен!".

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.

Подведение итогов собрания начинается на самом

собрании: необходимо сделать вывод,

сформулировать необходимые решения,

дать информацию о следующем собрании.

Важно выяснить и отношение родителей

к проведенному собранию, разумно заранее

подготовить необходимые опросные листы

для оценок и пожеланий родителей; все

это в последствии станет предметом

размышлений. Предметом анализа должны

будут стать точно так же персональный

состав родителей, оставшихся на личную

беседу, вопросы родителей в ходе собрания,

явка родителей, причины отсутствия,

участие родителей в обсуждении и т. д.

Информация об итогах родительского

собрания должна быть доведена до

администрации.

Работа

с родителями.

Организация

взаимодействия с коллективом группы

требует от педагога соблюдение

определенных правил общения с семьями

детей.

Воспитатель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;

  • Общение с родителями ребенка должно служить не только во вред, а во благо ребенку;
  • Изучение семей детей должно быть тактичным и объективным;
  • Изучение семей детей должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Изучая семьи детей, педагог должен обратить внимания на следующую информацию о семье ребенка:

  • общее сведения о родителях или людях, их заменяющих;
  • жилищные условия и семьи и ее материальная беспеченность;
  • образовательный уровень семьи, интересы родителей к детскому саду и к жизни ребенка в детском саду;
  • уровень педагогической культуры родителей;
  • авторитарность семьи в глазах ребенка;
  • степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка:
  • семейные традиции, обычаи и ритуалы;
  • положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
  • воспитательные возможности семьи.

Изучение

семей позволяет педагогу ближе

познакомиться с самим ребенком, понять

уклад жизни его семьи, ее традиции и

обычаи, духовные ценности, стиль

взаимоотношений родителей и детей.

Чтобы

вас услышали.

Главная

задача любого информатора - сделать

так, чтобы его услышали, то есть в принципе

послушали именно то, что он хотел сказать.

На решение этой задачи и направленно

большинство используемых приемов.

Начало

разговора.

Главное

требование - начало разговора должно

быть кратким, эффективным и четким по

содержанию. Вот несколько советов.

Хорошо

подумайте и запишите на листок бумаги

первые 2-3 предложения вашей речи. Они

должны прозвучать максимально спокойно

и четко даже на фоне вашего вполне

понятного волнения.

Правильно

представитесь (если это первая встреча).

Коротко, но подчеркнув те стороны вашего

статуса и роли в отношении детей, которые

составят основу вашего авторитета и

значимости в глазах родителей.

Никогда

не начинай те с извинений, даже в том

случае, если начало встречи затянулось,

возникли накладки и какие-то недоразумения.

Можно просто констатировать, что встреча

началась несколько не так, как

планировалось. Извинения немедленно

поставят вас в позицию "снизу" и

уменьшат субъективную значимость вашей

информации в глазах слушателей.

Важно

начать разговор в тишине. Найдите способ

привлечь к себе внимание. Желательно

это сделать нестандартно.

Начните

разговор с изложения самой логики

встречи, ее основных этапов: "С начало

мы с вами...", "Затем мы рассмотрим...",

"В конце разговора нам с вами

предстоит...". Обозначьте место вопросов

и реплик родителей в ходе встречи.

Например, вы можете сказать, что вопросы

лучше задавать сразу, по ходу изложения

информации. Или наоборот, попросить

родителей с начала полностью выслушать

вас, а затем задать вопросы. Можете

сказать, на все вопросы, которые будут

заданы в ходе вашего монолога, вы ответите

потом, а пока будите фиксировать их для

себя.

Замечательно,

если после изложения всех организационных

моментов вам удастся изменить позицию

слушателей, сделать ее более включенной,

раскрепощенной. Для этого приведите

какой-либо недавний случай из жизни

группы , покажите не что смешное или

интересное, сделанное детьми и т.п.. Гели

родители не знакомы друг с другом,

обязательно представьте их.

Анализ

Давайте

обратим внимание на минусы, отмеченные

вами в той или иной форме помещения. Как

мы будем к ним относиться? Как мы можем

избежать этих "подводных камней"?

Вывод: Каждая

из форм помещения помогает в решении

задач и целей, которые преследуются

педагогом. Поэтому для большей

эффективности собрания необходимо

учитывать это отдавая предпочтение той

или иной форме.

Наиболее

эффективны в решении многих целей и

задач именно такие формы зала, как круг

и дискуссионный клуб, которые предполагают

интерактивные формы ведения собраний.





Просмотров: 310


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст