Результативность взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей в значительной мере зависит от самих родителей и от других взрослых членов семьи, за уровень воспитанности которых детский сад не может нести ответственность. Однако знать, "...из кого состоит семья, кто окружает детей в семье, кто оказывает на них влияние, каково это влияние (со знаком плюс или минус), и воспитатели, и детский сад должны. Только тогда педагогический коллектив может правильно строить свои отношения с ребенком в детском саду, с его родителями и одновременно проводить работу по нейтрализации дурного влияния, отрицательного воздействия на ребенка.Наиболее эффективная форма работы педагогов и родителей - это родительские собрания, которые могут
проходить в форме лектория, семинара и т.п. Успех проведения собраний-лекториев обеспечивает соблюдение таких условий: тематика их составляется по возможности нестандартная, привлекающая внимание, вызывающая интерес и даже иногда интригующая. Например: что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в детский сад. Так можно назвать первое собрание. На такое собрание родители, как правило, приходят, так как тема названа конкретно, и она их интересует. Родители приходят на это собрание сопределенными ожиданиями, и если эти ожидания оправдываются, то сразу снимается проблема посещения последующих собраний; заинтересованные родители придут на очередное собрание-лекцию.На первом же родительском собрании тематику
последующих встреч желательно объявить на длительный период, желательно на год. В таком случае родители смогут заранее представить, какой объем
психолого-педагогических, социально экономических, медико-экологических и других знаний они получат, какие вопросы можно включить дополнительно по их просьбе, каких специалистов желательно послушать (специалисты, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор ЛФК, медик и т.д.)Важным условием успеха родительских собраний является определение четкого графика их проведения. Этот график на первом собрании сообщается родителями
для того, чтобы они заранее могли спланировать свое служебное и домашнее время, не занимать его никакими делами. В зависимости от возможностей или от желания эти встречи могут проходить ежемесячно или раз в квартал, в одни и те же часы.Ведь сами педагоги заинтересованы в том, чтобы родители усвоили тот минимум педагогических знаний, который необходим для эффективного семейного воспитания.Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя: мама и папа. Следовательно, необходимо стремиться к тому, чтобы
названные тематические родительские собрания они посещали вместе одновременно.Очень важно убедить родителей, что семейное воспитание это
- не морали и нотации, а ВЕСЬ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МЫСЛЕЙ РОДИТЕЛЕЙ, это постоянное общение с детьми при условии соблюдения
общечеловеческой морали, правил поведения и общения. Вот почему одной из первых тем родительского собрания должна стать тема: "Один день из жизни ребенка в семье", которая поможет понять родителям простую истину: "РЕБЕНОК УЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДИТ У СЕБЯ В ДОМУ: родители пример тому!" Закон РФ "Об образовании" поставил на первое место такую двуединую задачу перед семьей, как развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического и нравственного здоровья. Решать эту задачу следует ежедневно, ежечасно, ежеминутно.Одной из главных и наиболее
распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание.Родительские собрания могут быть;
Родительское собрание закономерно считается не менее сложным "жанром", чем проведение занятий. Здесь встречаются две стороны, участвующие в общеобразовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей.
Этапы родительского собрания.
1 этап. Организация родительского собрания.
Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.
При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы важна. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и
видеоматериалы, освещающие жизнь детей в детском саду. Заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и выставках. Завершает организационную часть этапов подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания.
2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.
Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Воспитатель лучше знает родителей группы, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов;
- Анализ достижений детей группы. В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими результатами деятельности детей; с
самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.
- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе. Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях. Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид детей, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны
понимать миссию детского сада как первого института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми очень важна.
Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление "детских грехов".
Психолого-педагогическое собрание. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач. Не плохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.
Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, приобретение пособий и т. д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.
Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в воспитании и развитии.
Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и воспитатель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: "Я вас понимаю!", "Я с вами согласен!".
3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.
Подведение итогов собрания начинается на самом
собрании: необходимо сделать вывод,
сформулировать необходимые решения,
дать информацию о следующем собрании.
Важно выяснить и отношение родителей
к проведенному собранию, разумно заранее
подготовить необходимые опросные листы
для оценок и пожеланий родителей; все
это в последствии станет предметом
размышлений. Предметом анализа должны
будут стать точно так же персональный
состав родителей, оставшихся на личную
беседу, вопросы родителей в ходе собрания,
явка родителей, причины отсутствия,
участие родителей в обсуждении и т. д.
Информация об итогах родительского
собрания должна быть доведена до
администрации.
Работа
с родителями.
Организация
взаимодействия с коллективом группы
требует от педагога соблюдение
определенных правил общения с семьями
детей.
Воспитатель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;
Изучая семьи детей, педагог должен обратить внимания на следующую информацию о семье ребенка:
Изучение
семей позволяет педагогу ближе
познакомиться с самим ребенком, понять
уклад жизни его семьи, ее традиции и
обычаи, духовные ценности, стиль
взаимоотношений родителей и детей.
Чтобы
вас услышали.
Главная
задача любого информатора - сделать
так, чтобы его услышали, то есть в принципе
послушали именно то, что он хотел сказать.
На решение этой задачи и направленно
большинство используемых приемов.
Начало
разговора.
Главное
требование - начало разговора должно
быть кратким, эффективным и четким по
содержанию. Вот несколько советов.
Хорошо
подумайте и запишите на листок бумаги
первые 2-3 предложения вашей речи. Они
должны прозвучать максимально спокойно
и четко даже на фоне вашего вполне
понятного волнения.
Правильно
представитесь (если это первая встреча).
Коротко, но подчеркнув те стороны вашего
статуса и роли в отношении детей, которые
составят основу вашего авторитета и
значимости в глазах родителей.
Никогда
не начинай те с извинений, даже в том
случае, если начало встречи затянулось,
возникли накладки и какие-то недоразумения.
Можно просто констатировать, что встреча
началась несколько не так, как
планировалось. Извинения немедленно
поставят вас в позицию "снизу" и
уменьшат субъективную значимость вашей
информации в глазах слушателей.
Важно
начать разговор в тишине. Найдите способ
привлечь к себе внимание. Желательно
это сделать нестандартно.
Начните
разговор с изложения самой логики
встречи, ее основных этапов: "С начало
мы с вами...", "Затем мы рассмотрим...",
"В конце разговора нам с вами
предстоит...". Обозначьте место вопросов
и реплик родителей в ходе встречи.
Например, вы можете сказать, что вопросы
лучше задавать сразу, по ходу изложения
информации. Или наоборот, попросить
родителей с начала полностью выслушать
вас, а затем задать вопросы. Можете
сказать, на все вопросы, которые будут
заданы в ходе вашего монолога, вы ответите
потом, а пока будите фиксировать их для
себя.
Замечательно,
если после изложения всех организационных
моментов вам удастся изменить позицию
слушателей, сделать ее более включенной,
раскрепощенной. Для этого приведите
какой-либо недавний случай из жизни
группы , покажите не что смешное или
интересное, сделанное детьми и т.п.. Гели
родители не знакомы друг с другом,
обязательно представьте их.
Анализ
Давайте
обратим внимание на минусы, отмеченные
вами в той или иной форме помещения. Как
мы будем к ним относиться? Как мы можем
избежать этих "подводных камней"?
Вывод: Каждая
из форм помещения помогает в решении
задач и целей, которые преследуются
педагогом. Поэтому для большей
эффективности собрания необходимо
учитывать это отдавая предпочтение той
или иной форме.
Наиболее
эффективны в решении многих целей и
задач именно такие формы зала, как круг
и дискуссионный клуб, которые предполагают
интерактивные формы ведения собраний.